ТИПОЛОГИЯ ВАРГАНОВ МУЗЕЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АЗИИ. КОЛЛЕКЦИЯ ЮРИЯ ШЕЙКИНА

от автора

в

В изучении музыкальных инструментов народов Сибири значительную роль играют зарубежные и отечественные музейные коллекции, которые в настоящее недостаточно описаны с музыковедческой точки зрения. В настоящее время небольшими коллекциями и единичными экземплярами музыкальных инструментов народов Сибири располагают Американский музей естественной истории (г. Вашингтон), Берлинский этнологический музей (г. Берлин), Музей человека (г. Париж), Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург), Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки (г. Москва), музеи Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (г. Новосибирск), Восточно-сибирской государственной академии культуры и искусства (г. Улан-Удэ) и др.
Интересные образцы музыкальных и фоноинструментов народов, населяющих территорию арктического региона России встречаются в республиканских краеведческих музеях г. Якутска (Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Ярославского, Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей хомуса народов мира), г. Верхоянска (Верхоянский районный краеведческий музей «Полюс холода»), г. Вилюйска (Вилюйский краеведческий музей им. П. Х. Староватова, Дом-музей И. Ф. Захарова-Кылыадьы Уус), с. Бердигестях Горного района, с. Соттинцы Усть-Алданского района, с. Тойбохой, с. Сунтар, с. Эльгяй Сунтарского района, с. Оленек Оленекского эвенкийского национального района (Оленекский историко-этнографический музей народов Севера) и др. [Дьяконова 2012, с. 139].
В 2017 году в Арктическом государственном институте культуры и искусств был открыт Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии (г. Якутск) (далее – Музей). Созданию Музея предшествовала многолетняя исследовательская и собирательская деятельность известного российского ученого, этномузыколога, доктора искусствоведения, профессора кафедры искусствоведения Ю.И. Шейкина, побывавшего с более чем ста музыкально-этнографическими экспедициями в разных уголках Сибири и Дальнего Востока. В течение многолетней научной деятельности им была собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов и звуковых орудий, которые использовались в обрядовой, праздничной и повседневной практике народов Сибири.
В данной статье мы обращаем внимание на коллекцию варганов народов Северной Азии, представленной в данном Музее.
В изучении варганов Музея использованы три научные органологические классификации: систематика музыкальных инструментов Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса (1914), классификация варганов Ж. Дарнон-Таурель и Дж. Райта (1978) и регионально-историческая типология фоноинструментов народов Сибири Ю.И. Шейкина (2002).
Юрий Ильич Шейкин собрал свою коллекцию фоноинструментов, основываясь на разработанную им регионально-историческую типологию музыкальных инструментов народов Сибири. В основу этой типологии положен функциональный принцип, где инструменты рассматриваются в контексте музыкальной практики. Согласно автору типологии: «В каждой конкретной культуре и историко-географическом регионе фоноинструменты представлены пятью историческими формами интонационно-акустической практики: 1) архаичной, 2) фольклорной (традиционной), 3) легендарно-мифологической, 4) исторической, 5) современной» [Шейкин 2002, с. 47]. Типология показывает процесс развития музыкального инструмента как постепенную эволюцию в изменяющихся исторических условиях, объясняет факты рождения новых инструментов и отмирания старых.
Всего на выставочной экспозиции Музея представлены 36 варганов.
Ю. И. Шейкин определяет варган как «реликтовый результат органофонического поиска и отбора стихийно возникавших и исчезавших фоноинструментальных норм, в том числе и предваргановых – щепки, ветки, рамочной щепки-варгана» [Шейкин 2002, с. 117].
По систематике Хорнбостеля и Закса варганы относятся к классу идиофонов, которые по источнику звука характеризованы следующими признаками: «материал инструмента, благодаря своей жесткости и упругости, издает звук, не нуждаясь в натянутых перепонках или струнах [Хорнбостель-Закс 1987, с. 238].
В классификации варганов из коллекции Музея человека во Франции по фактуре, материалам, формам и процедурам проверки инструментов исследователями Ж. Дарнон-Таурель и Дж. Райтом были выявлены категории: предварганы, рамочные варганы (с язычками в рамке и с язычками из рамки) и варганы с автоматической регулировкой [Дарнон-Райт 1978, с. 134]. К категории варганов с язычками в рамке отнесены пластинчатые (идиоглотические) варганы, а дуговые (гетероглотические) варганы представлены в категории варганов с язычками из рамки.
Предварганы, согласно сведениям этномузыколога Ю.И. Шейкина, представляют собой архаичные идиофоны в виде упругих язычков, изготовленных из щепки, ветки и тонкой остроконечной кости [Шейкин 2002, с. 118].
По определению автора регионально-исторической типологии музыкальных инструментов Ю. И. Шейкина «архаичные фоноинструменты – это часть предметного мира этноса, которую просто называют «звуковые инструменты» или «псевдоинструменты». Их очень сложно обнаружить в культуре. Обычно их не замечают даже исследователи. Они «возникают» и «исчезают» только в связи с практической необходимостью в моменты фонации» [Шейкин 2002, с. 48]. Исследователь выделяет следующие отличительные признаки, характеризующие архаичные инструменты: они обладают одним голосом (гуделка, жужжалка, погремушка); по своей структуре они просты, «мобильны и имеют нестабильные размеры (исходный материал – стебель травы, рыбий пузырь, лопатка оленя)»; «бывают одноразовыми или временными, т.е. их звуковая жизнь непродолжительна, что иногда объясняется материалом изготовления (пленка, лист, стебель, трава)»; технологически их легко изготовить; это «условно-фонические предметы, по своей функции не связаны с практикой акустического поведения и взяты из окружающего мира вещей» [Там же].
В экспозиции Музея представлены варганы из щепки дерева (илл. 1, 2, 3) и из ветки с сучком (илл. 4, 5), которые можно отнести к предварганам.
По своей конструкции щепка-варган на илл.1 (№161) представляет собой упругую заостренную с одного конца пластину длиной 14,0 см со ступенчатой поверхностью.
Предварган на илл.3 (№162) представляет собой упругий заостренный с одного конца пластины длиной 13,4 см со ступенчатой поверхностью, к которому с утолщенной стороны привязывается веревка для удерживания фоноинструмента. Звуки на таких инструментах извлекаются выщипыванием пальцами тонкой остроконечной стороны (язычка) пластины. Подобный варган имеется в коллекции Музея хомуса народов мира. Это мас хомус якутского мастера А. Р. Александрова (МХНМ-7242. Инв. № 544). Он описан как «Хомус пластинчатый из щепки лиственницы. Имеет продолговатую форму с острым концом – язычком… Поверхность лицевой стороны ступенчатая» [Каталог 2021, с. 40].
Тувинский ыяш-хомус на илл. 4 (№155) – угловая ветка-варган, которая изготавливается из разветвления веток в виде острого угла кустарниковых растений – жимолости, таволги, караганника, тальника. Согласно сведениям тувинского варгановеда В.Ю. Сузукей: «Такой тип хомуса фиксируется пока только у тувинцев» [Сузукей 2010, с. 11].
К традиционным фоноинструментам относятся рамочные варганы. Ю. И. Шейкин определяет данный тип инструментов следующим образом: «Фольклорные (традиционные) фоноинструменты – это материализованное выражение акустической памяти этноса. Они являются следствием избирательной практики и обычно надолго закрепляются в культуре. Традиционные инструменты могут возникнуть в процессе органофонических поисков этноса, но могут быть заимствованы у других народов» [Шейкин 2002, с. 49].
В Музее традиционные рамочные варганы представлены двух подклассов: идиоглотический (пластинчатый) и гетероглотический (дуговой).
Согласно систематике Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса идиоглотический варган представляет собой инструмент, у которого язычок вырезан в самой рамке и своим корешком соединен с ней [Хорнбостель-Закс 1987, с.243].
Идиоглотический варган представляет собой прямоугольную (илл. 10), вытянутую трапециевидную (илл. 8) или лопатовидную (илл. 12) пластину (рамку с простой симметрией [Дарнон-Райт 1978, с. 48]), внутри которой вырезан язычок ступенчатой (Л-образной) формы и изготавливается из дерева, кости и металла (латуни, стали). У основания язычка и на другом конце фоноинструмента привязаны веревки. Одна веревка служит держалкой, а за вторую, к концу которой привязана лучина, дергают правой рукой, извлекая звуки.
Варган на илл. 10 (№166), который не имеет названия и национальной принадлежности, отличается от остальных варганов тем, что он имеет «разделенную рамку со свободными теплоизоляционными свойствами» [Дарнон-Райт 1978, с. 47]. Похожий инструмент имеется в Музее хомуса народов мира, названный индийским морганг из бамбука (МХНМ: КП-3937, МИ-381).
Интересно отметить также, что бамбуковый варган удэ момо кункай (илл. 12, №90) имеет сходства с конструкцией корякского пластинчатого варгана из моржовой кости (Чукотский полуостров), представленного в каталоге Ж. Дарнон-Таурель и Дж. Райта [Дарнон-Райт 1978, с. 56].
Самым разнообразным по конструкции и многочисленным по количеству у народов Севера, в частности у саха, является дуговой металлический варган, который состоит из рамки (кольца) от которого отходят два стержня и с язычком, прикрепленным к середине рамки. Согласно систематике Э. М. фон Хорнбостеля и К. Закса он относится к гетероглотическим варганам, у которых язычок крепится к рамке [Хорнбостель-Закс 1987, с.243].
Юрий Ильич варган на илл. 22 (№171) описывает как тувинский дуго-пластинчатый варган, промежуточный между пластинчатым и дуговым варганами фоноинструмент [Шейкин, Рукопись].
На илл. 23 (№123) представлен тувинский демир-хомус, который «представляет собой железную развилку «чаактары» – букв.: щеки, со стальным язычком посередине. Железная развилка (иногда медная или латунная) большей частью имеет форму плоской пластинки у основания более широкую, у вершины более узкую. Стальной язычек-вибратор прикреплен или припаян в центре основания вилки и загнутой вершины перпендикулярно плоскости вилки» [Сузукей 1989, с. 1].
На илл. 27 (№4) и илл. 28 (№173) представлены традиционные металлические варганы с округленной формой рамки куҥкай самаргинских удэ и якутский хомус. Якутский хомус, изготовленный И. И. Христофоровым является классическим образцом якутского традиционного металлического варгана. Это дуговой варган из стали с круглым кольцом с прямоугольным профилем; стержни четырехгранные, зауженные к концу; язычок закреплен с лицевой стороны кольца.
Согласно типологии Ю. И. Шейкина современные (инновационные) инструменты представлены модифицированными реконструкциями архаичных, традиционных, легендарно-мифологических и исторических инструментов, а также инструментами, заимствованными из других культур.
В развитии современного металлического варгана огромную роль сыграли якутские мастера-кузнецы. В Музее музыкальных инструментов народов Северной Азии имеются три современных авторских варгана, изготовленные якутскими мастерами-кузнецами Г.Г. Бурцевым (илл. 33, №176), С. И. Гоголевым-Амынньыкы Уус (илл. 34, №40) и И. Ф. Захаровым-Кылыадьы Уус (илл. 35, №138).
Якутский хомус на илл. 33 (№176), изготовленный мастером Г. Г. Бурцевым отличается от традиционных металлических варганов удлиненными пропорциями стержня. Хомус изготовлен из стали, имеет круглое кольцо с полуокруглым профилем; стержни четырехгранные, зауженные к концу; язычок закреплен с лицевой стороны кольца.
Автором новой разновидности якутского металлического варгана биhилэхтээх хомус – ‘хомус с кольцом’ (илл. 34, №40) является мастер Александр Иванович Чахов. В период с 1957 по 1961 гг., будучи студентом Якутского музыкального училища, он под руководством композитора, педагога Г. А. Григоряна занимался экспериментами по усилению звучности хомуса, придумывая различные коробки-резонаторы, рупоры к хомусу. В итоге во второй половине 1960-х гг. А. И. Чахов разработал эскиз хомуса с кольцом, по которому искусный кузнец С. И. Гоголев-Амынньыкы Уус сковал образец инструмента.
Хомус с кольцом по конструкции представляет собой традиционный металлический одноязычковый варган, к круглому кольцу которого прикреплено дополнительное кольцо, служащее держалкой.
Следующий современный варган хомус с ободком изготовлен мастером И. Ф. Захаровым-Кылыадьы Уус (илл. 35, №138). Корпус хомуса отлит из латуни, язычок и ободок изготовлены из стали. Кольцо круглое с прямоугольным профилем; на боковых выступах кольца заклепан ободок; стержни четырехгранные, зауженные к концу; язычок закреплен с лицевой стороны кольца. Хомус с ободком по конструкции также как и предыдущий хомус представляет собой традиционный металлический одноязычковый варган, к круглому кольцу которого прикреплен дополнительный ободок, служащий держалкой.
Таким образом, варганы Музея музыкальных инструментов народов Северной Азии представляют большой интерес для изучения варганов народа Северной Азии. Варганы представлены тремя типами исторических форм идиофонов – архаичными (предварганами), традиционными (идиоглотическими и гетероглотическими варганами) и современными (гетероглотическими варганами) фоноинструментами и отражают процесс развития этого музыкального инструмента.


Литература

Dournon-Taurelle G. Les guimbardes du Musee de l`Homme. Preface de Gilbert Rouget / G. Dournon-Taurelle , J. Wright . – Paris, 1978. – 150 р.
Дьяконова, В. Е. Типология варганов Музея музыкальных инструментов народов Северной Азии // Гурвичевские чтения-2022 :  сборник материалов I Всероссийской научной конференции с международным участием. Арктический государственный институт культуры и искусств Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Севера СО РАН. – Якутск, 2022. – С. 82-89.
Дьяконова, В. Е. Якутские музыкальные инструменты в фондах краеведческих музеев Республики Саха (Якутия) // Художественное образование в культурном пространстве Арктики=Art Education in Сultural Space of the Arctic : материалы II Международной научно-практической конференции «Художественное образование в культурном пространстве Арктики», 1-3 ноября 2012, г. Якутск / редколлегия: С. С. Игнатьева, к.п.н. [и др.]. – Якутск : АГИИК, 2012. – С. 139-141.
Каталог музейных предметов из фонда Музея и Центра хомуса народов мира : [в трех томах] / руководитель проекта Д. Д. Бястинов ; составитель Э. П. Алексеев ; ответственный редактор И. Е. Алексеев ; научный редактор В. Е. Дьяконова ; редактор русского текста С. Г. Таайко ; редакционная коллегия : Е. П. Слепцова [и др.] ; перевод на английский язык Н. Н. Варламова, С. Г. Крылова ; координатор проекта на английском языке А. А. Находкина ; редактор английского текста Донна М. Фентон ; фотографии П. А. Иванова. Том 1. ; Хомусы народа саха = Саха хомустара = Khomuses of Sakha people. – Якутск, 2021. – 344 с.
Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты / В. Ю. Сузукей. – Кызыл, 1989. – С. 46-52. – URL: https://vk.com/doc39220095_440083136.
Сузукей, В. Ю. Хомусы (варганы) народов мира / В. Ю. Сузукей // Хомус в традиционной культуре тувинцев. – Кызыл : Тываполиграф, 2010. – С. 18-35. – URL: https://vk.com/doc39220095_440083058.
Хорнбостель, Э. Систематика музыкальных инструментов / Э. Хорнбостель, К. Закс // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка : сборник статей и материалов в двух частях. Часть первая / общая редакция Е. В. Гиппиуса. – Москва : Советский композитор, 1987. – С. 229-261.
Чахов, А. И. Описание изобретения «Музыкальный инструмент хомус» к авторскому свидетельству 234849 от 01.06.67.
Шейкин, Ю. И. Регистрационный журнал фоноинструментов. Рукопись. 150 с.
Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / Ю. И. Шейкин ; под общей редакцией Е. С. Новик ; нотография Т. И. Игнатьевой. – Москва : Восточная литература, 2002. – 718 с. : ил., карты, ноты.

Полевые материалы Юрия Ильича Шейкина (ПМА)

ПМА №6. 1971 г., август. Самарга: удэ. Самостоятельная экспедиция при участии этнографа В.В. Подмаскина и студента-художника из ДВПИИ И.Н. Дункая. Материалы: дневник, записные книжки, звукозаписи, фоноинструменты, фото.
ПМА №8. 1974 г., январь-февраль. Иман: удэ. Руководитель экспедиции при участии студентов-художников из ДВПИИ Ю. Резниченко и Л. Вахрушевой. Материалы: дневники, звукозаписи, фото, рисунки, фоноинструменты.
ПМА №11. 1976 г., июль. Хор: удэ. Руководитель экспедиции при участии студентов-музыковедов из ДВПИИ О. Новомодной, Т. Бурнаевской, Т. Федоровой. Материалы: дневник, звукозаписи, фото, фоноинструменты.
ПМА №13. 1976 г., июль-август. Амур: нанайцы. Экспедиция при участии студентки-музыковеда из ДВПИИ О. Новомодной. Материалы: дневник, звукозаписи, фото, фоноинструменты.
ПМА №28. 1984 г., май. Хакасия, Тува, Алтай: хакасы (кызыльцы, качинцы, сагайцы), тувинцы, алтайцы (горные алтайцы, теленгиты, телеуты, телканцы). Комплексная экспедиция в рамках программы по организации издания серии ПФНСДВ под общим руководством А.Б. Соктоева, при участии звукооператора М.Л. Дидыка, фотографа В.Т. Новикова и филологов-фольклористов П.А. Троякова, С.М. Монгуш-Сат, З.С. Казагачевой и др. Руководитель музыковедческой группы в составе Н.В. Катаевой, А.К. Стоянова, З.К. Кыргыс, С.К. Павлючика. Материалы: дневник, реестр, отчет, звукозапись, фото, фоноинструменты.
ПМА №38. 1986 г., июнь. Якутия: саха, эвенки. Комплексная экспедиция в рамках программы по организации издания серии ПФНСДВ под общим руководством А.Б. Соктоева и Н.В. Емельянова, при участии звукооператора М.Л. Дидык, фотографа В.Т. Новикова, филологов-фольклористов Е.Н. Кузьминой, Н.А. Алексеева, П.Е. Ефремова, П.Н. Дмитриева, С.П. Ойунской, В.В. Илларионова, Г.И. Варламовой-Кэптукэ, А.Н. Мыреевой, Н.Я. Булатовой. Руководитель группы музыковедов в составе В.С. Никифоровой, Т.И. Игнатьевой, Н.Н. Николаевой, Д.А. Сорокина и др. Материалы: дневник, реестр, звукозаписи, фоноинструменты.
ПМА №46. 1987 г., июнь. Югра: ханты, манси. Руководитель экспедиции на основе договора «О собирании и публикации музыкального фольклора хантов, манси и ненцев» между НГК и ХМДНТ, при участии аспирантки Р. Назаренко и студентов НГК Т. Игнатьевой, В. Никифоровой, Д. Сайнаховой. Материалы: дневник, реестры, отчеты, звукозаписи, фото.
ПМА №50. 1988 г., октябрь. Тува: тувинцы. Работа на конкурсе по изготовлению фольклорных инструментов в Республике Тува, при участии музыковедов В.Ю. Сузукей и Н.А. Лопсан. Материалы: дневник, программа, звукозаписи, фото, фоноинструменты.
ПМА №82. 1997 г., декабрь. Якутия: саха, эвены. Работа со знатоками фольклора и музыкальных инструментов: вилюйскими саха К.Н. Никифоровым, П.П. Семеновым, П.Б. Борисовым (Верхневилюйск) и Е.Н. Боковой (Орто Дойду, Момский улус). Материалы: фото, звукозаписи, дневник.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *